РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Семья, играет первостепенную роль в обеспечении жизнедеятельности общества и выполняет следующие функции репродуктивную, воспитательную, экономическую, бытовую и рекреационную.Важнейшей функцией семьи, наряду с репродуктивной, является воспитательная. В этом заключается, главное предназначение семьи. Давно известно, что для, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла с взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Роль семьи в воспитании детейчаще всего рассматривается применительно к детскому и подростковому возрасту, т.е. к начальному периоду социализации личности. Конечно, по мере взросления детей, роль семьи неуклонно снижается, однако это не означает, что она утрачивает свое значение в воспитании взрослых детей. Воспитание зависит от социально-экономического потенциала семьи и нравственно-психологического климата в ней. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это проявляется в доверительной атмосфере между ее членами, в наглядном примере родителей в выполнении  семейных обязанностей, в совместном труде, а также в авторитете родителей при решении сложных и важных для ребенка проблем.

Воспитательная функция семьи выступает в качестве своеобразного генератора, источника взглядов, представлений о мире, о месте человека в обществе. Семья является носительницей традиций и норм поведения, которые усваиваются молодым поколением. Это находит свое выражение, например, в том, что размер семьи и характер внутрисемейных отношений во многом «традиционны». Тип родительской семьи, уровень ее сплоченности предопределяют уровень устойчивости и характер отношений в молодых семьях.

Родительские образцы поведения в отношениях к детям, другим людям в большинстве случаев являются образцом для новых семей (дочерей и сыновей) на протяжении длительного времени.

 Подавляющее большинство молодежи видят в своих родителях образец поведения в отношении к труду и детям, на материальные и духовные ценности, профессию, место жительства. Формирование социальных и профессиональных ориентаций осуществляется в значительной степени семьей.

Так называемые трудные дети в большинстве своем - результат ненормальных, нестабильных отношений между супругами. В этом случае семья несет ответственность за отношение между членами семьи, родственниками. Воздействуя на семью, общество одновременно воздействует на человека, на подрастающее поколение. Прямо или косвенно отражая изменения в общественной жизни, семья оказывается связанной со всеми сферами жизнедеятельности общества.

Демографическая ситуация в стране (республике, городе) во многом зависит от того насколько терпимо или нетерпимо общественное мнение к разводам, несемейным одиночкам, число которых из года в год растет, к малодетным или бездетным семьям.  Неразвитость семейных традиций, отсутствие общего дела для всех членов семьи, слабое общение внутри семьи родителей и детей, далеко не лучшим образом сказывается на ее сплоченности, на полноценном воспитании молодежи. Следовательно, нужны меры косвенного воздействия на семью, в частности, с помощью средств массовых коммуникаций, формирования общественного мнения, распространения новых обрядов и традиций.

В заключение отметим, что в настоящее время важной закономерностью развития брачно-семейных отношений в нашей стране становится все возрастающее перемещение центра тяжести из области имущественно-хозяйственных интересов в область нравственно-психологическую и нравственно-эстетическую. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и эмоциональных нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций, семья принимает на себя особую терапевтическую роль.Семья должна стать центром спокойствия, уверенности, создать необходимое для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.

 

30 сентября 2020
10:23